Вдохновенная математика Эдгара По

(Рейтинг +9)
Loading ... Loading ...

самым указавшем основное правило детективной интриги), больше всего поражают
тем, как далеки от простого и обычного сами происшествия, которые описаны  в
«Убийстве на улице Морг» и в «Тайне Мари Роже». Сюжеты этих новелл по-своему
представляют собой точно такие же «арабески»,  как  и  мистические  фантазии
«Падения Дома Ашеров». Да и неудивительно: ведь По всегда  интересовало  все
небанальное, редкостное, взрывающее — пусть даже крайне жестоким способом  —
размеренный ход повседневности и обнажающее истинный трагизм, который таится
за ее безликостью.
Традиционно однотомники его избранных рассказов завершает  «Прыг-Скок»,
новелла о королевском шуте, отплатившем за годы унижений страшной местью.  В
герое  этого  рассказа  часто  находят  сходство   с   самим   По,   натурой
демонической, обреченной, но не покоряющейся своему суровому  жребию.  Таким
видели его и парижские «проклятые поэты», и  русские  символисты,  и  тысячи
читателей в разных уголках света. Оттенок  демонизма  и  впрямь  свойственен
если не личности Эдгара По, то тому художнику, чей образ сохранили  для  нас
«Ворон», «Улялюм», «Лигейя».
Для эпохи романтизма подобный герой типичен. Однако даже и здесь По  не
соответствует канонам. Его демонизм того рода, который имел в виду  Гете,  в
разговоре  с  Эккерманом  заметив,  что  Мефистофель   «слишком   негативен,
демоническое же проявляется только в безусловно позитивной деятельной  силе»
{Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981. С. 412.}.
У По эта деятельная сила проявила себя умением различать зло, какими бы
масками оно ни было скрыто, и, шокируя умеренно либеральных, свято верящих в
«прогресс» соотечественников, резко сказать о том, насколько  убог  их  мир,
насколько он чужд истинной жизни во всех ее бесчисленных тайнах, во всей  ее
жестокости и щедрости.
Думая  о  его  нелегкой  и  причудливой  судьбе,   вспоминаешь   строки
Заболоцкого:

Догорит и погаснет ракета,
Потускнеют огней вороха.
Вечно светит лишь сердце поэта
В целомудренной бездне стиха.

Страсти, бушевавшие вокруг имени По, давно улеглись, и потускнело то  в
его наследии, что было лишь ворохом огней, — но бездна его стиха  и  сегодня
все та же таинственная и целомудренная бездна, а сердце поэта светит все так
же ярко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Комментарии:

Оставить комментарий или два

Я не робот!