Четыре зверя в одном

(Рейтинг +21)
Loading ... Loading ...

Вновь повторю:
Слава царю!
Им тысяча смело была сражена!
Честь ему воздадим!
Больше одним
Крови пролито им,
Чем в Сирии целой — вина!

«Слышите трубы?»
Да — царь приближается! Смотрите! Все оцепенели от восторга и
благоговейно возводят глаза к небесам! Он идет! — он приближается! — вот он!
«Кто? — где? — царь? — я его не вижу — не могу сказать, что вижу».
Тогда вы, должно быть, слепы.
«Очень может быть. И все же я ничего не вижу, кроме буйной толпы
идиотов и сумасшедших, которые падают ниц перед гигантским жирафом и
пытаются лобызнуть ему копыта. Смотрите! Зверь поделом сшиб кого-то из черни
— и еще — и еще — и еще. Право, нельзя не похвалить эту скотину за то, какое
прекрасное применение нашла она своим копытам».
Хороша чернь! — Да это же благородные и вольные граждане Эпидафны!
Скотина, говорите? — Берегитесь, чтобы вас не услышали. Разве вы не видите,
что у этой скотины человеческое лицо? Сударь вы мой, да этот жираф не кто
иной, как Антиох Эпифан — Антиох Высокородный, царь сирийский,
могущественнейший изо всех самодержцев Востока! Правда, его иногда называют
Антиохом Эпиманом — Антиохом сумасшедшим — но это потому, что не все
способны оценить его заслуги. Также очевидно, что сейчас он скрыт звериной
шкурой и усердно старается изображать жирафа; но это делается для вящего
укрепления его царского достоинства. Вдобавок, царь — гигантского роста,
поэтому такое одеяние ему идет и не слишком велико. Мы можем, однако,
предположить, что он его надел только по какому-то особо торжественному
случаю. Вы согласитесь, что избиение тысячи евреев таковым случаем является.
Как величаво и надменно перемещается он на четвереньках! Его хвост, как
видите, торжественно несут две его главные наложницы, Эллина и Аргелаида; и
вся его наружность была бы бесконечно внушительна, если бы не глаза навыкате
да не странный цвет лица, ставший безобразным под действием обильных
возлияний. Проследуем за ним к ипподрому, куда он направляется, и послушаем
триумфальную песнь, которую он запевает:

Нет царя, кроме Эпифана!
Слава ему, слава!
Нет царя, кроме Эпифана!
Браво! — Браво!
Нет царя, кроме Эпифана
На земле и в небесах,
Так погасим солнце,
Повергнем храмы в прах!

Отлично, сильно спето! Жители величают его: «Первейший из Поэтов», а
также «Слава Востока», «Отрада Вселенной» и «Замечательнейший из
Камелеопардов». Его просят повторить песнь, и — слышите? — он снова поет ее.
Когда он прибудет на ипподром, его наградят венком поэтов, предвосхищая его
победу на будущих Олимпийских играх.
«Юпитер милостивый! Что происходит в толпе за нами?» За нами, говорите?
— а! — о! — вижу. Друг мой, хорошо, что вы сказали вовремя. Идемте-ка в
безопасное место, да поскорее. Вот! — спрячемся под аркой этого акведука, и
я не замедлю уведомить вас о причине возникшего волнения. Случилось так, как
я и ожидал. Необычное появление жирафа с человеческой головой, как видно,
нарушило правила приличия, общие для всех ручных зверей города. Из-за этого
вспыхнул мятеж; и, как обычно бывает в подобных случаях, все попытки унять
толпу окажутся бесплодными. Уже съели нескольких сирийцев; но мнение
большинства четвероногих патриотов, по-видимому, склоняется к съедению
камелеопарда. Вследствие этого «Первейший из Поэтов» бежит что есть силы на
задних ногах. Вельможи бросили его на произвол судьбы, а наложницы
последовали столь превосходному примеру. «Отрада Вселенной», в печальном ты
положении! «Слава Востока», берегись, как бы тебя не разжевали! Поэтому не
взирай так печально на свой хвост; он, несомненно, изваляется в грязи, и
этому не поможешь. Так не оглядывайся на его неизбежное унижение; лучше
мужайся, придай резвость стопам твоим и улепетывай к ипподрому! Помни, что
ты — Антиох Зпифан, Антиох Высокородный! — а также «Первейший из Поэтов»,
«Слава Востока», «Отрада Вселенной» и «Замечательнейший из Камелеопардов»! О
небо! Сколь изумительную быстроту ты обнаруживаешь! Какую способность к бегу
ты выказываешь! Беги, Первейший! — Браво, Эпифан! — Молодец, Камелеопард! —
Славный Антиох! — Он бежит! — он скачет! — он летит! Как стрела из
катапульты, он приближается к ипподрому! Он бежит! — он визжит! — он там! И
прекрасно; а то если бы, «Слава Востока», ты опоздал на полсекунды, все
медвежата Эпидафны откусили бы от тебя по кусочку. Но пора — идемте! —
нежные уши рожденных в наше время не вынесут оглушительного гомона, который
вот-вот начнется в честь спасения царя! Слушайте! Он уже начался. Смотрите!
— весь город на голове ходит.
«Право же, это самый многолюдный город Востока! Что за обилие народа!
Что за смешение всех сословий и возрастов! Что за множество вероисповеданий
и народностей! Что за разнообразие одежд! Что за вавилонское столпотворение
языков! Что за рев зверей! Что за бренчание струн! Что за скопление
философов!»
Ну, идемте, идемте.
«Подождите минутку! На ипподроме какая-то суматоха; скажите, почему?»
Это? — а, ничего! Благородные и вольные граждане Эпидафны, будучи, как
они заявляют, вполне убеждены в правоверности, отваге, мудрости и
божественности своего повелителя и, вдобавок, сумев воочию удостовериться в
его сверхчеловеческом проворстве, считают не больше чем своим долгом
возложить на его главу (дополнительно к венку поэтов) венок победителей в
состязаниях по бегу — венок, который, несомненно, он должен завоевать на
следующей Олимпиаде и который поэтому ему вручают заранее.

ЧЕТЫРЕ ЗВЕРЯ В ОДНОМ (FOUR BEASTS IN ONE. THE HOMO-CAMELEOPARD)

1* У каждого свои добродетели — из трагедии «Ксеркс» (1714), действие
IV, сцена 2, французского драматурга Проспера Кребийона (1674-1762).
2* Антиох Эпифан (Антиох IV) (II в. до н. э.) — один из селевкидских
царей, царствовавших в Сирии в 175-163 гг. до н. э. Прозван «Безумным»
(Эпиманес), как и озаглавил По первоначально свой рассказ.
3* Иезекииль (VI в. до н. э.) — библейский пророк, ставивший в своих
проповедях морально-этические вопросы. Согласно его пророчеству, Гог и Магог
в отдаленном будущем придут с севера в Израиль войной, но погибнут в огне
(Книга Иезекииля, 39. 1 — 16).
4* Камбиз (VI в. до н. э.) — древнеперсидский царь (529-523 до н. э.)
из династии Ахеменидов, сын Кира, царствовавшего в 558-529 гг. до н. э.
5* Храм Дианы в Эфесе — выдающееся произведение античного искусства;
построен в VI в. до н. э. В 356 г. до н. э. сожжен Геростратом, желавшим
прославиться этим деянием. Новый храм Дианы, или Артемиды, считавшейся
покровительницей города Эфеса на побережье Малой Азии, был отстроен вскоре
после пожара и просуществовал до 262 г., когда его сожгли готы.
6* …преследования евреев… — При Антиохе IV произошло восстание
евреев под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.).
7* …осквернение Святая Святых… — В 170 г. до н. э. Антиох IV
разграбил Иерусалимский храм.
8* …жалкая кончина в Табе… — Антиох IV умер в Табе (Персия) во
время военного похода на восток. Перед смертью у него обнаружилось
умственное расстройство.
9* …от сотворения мира три тысячи восемьсот тридцатое — то есть 174
г. до н. э.
10* Селевк Никанор, (правильно: Никатор) (310-281 до н. э.) —
военачальник Александра Македонского, основатель династии Селевкидов.
11* Вер, Луций (131-169) — римский император (161-169). Прославился
своей расточительностью и разгулом.
12* Валент Флавий (329-378) — римский император (364-378), бывший
соправителем своего брата, императора Валентиниана I, в восточной части
империи.
13* …тысяча восемьсот сорок пятое… — В первом издании рассказа
значилось: «в тысяча восемьсот тридцать девятом году».
14* …Гордится этот город — В. Шекспир. «Двенадцатая ночь», III, 3.
Пер. М. Лозинского.
15* Гелиогабал (Элагабал) (204-222) — римский император в 218-222 гг.,
провозгласивший сирийского бога солнца Элагабала главным богом римлян,
приняв имя этого бога.
16* Ашима — см. примечание 21 к рассказу «На стенах иерусалимских».
17* Вописк, Флавий (III-IV вв.) — один из «шести писателей истории
императоров». Биография римского императора Аврелиана (270-275) написана им
около 304 г. Аврелиан разбил одно из сарматских племен на Дунае, о чем
повествует Вописк в его биографии.

* Примечания составлены А. Н. Николюкиным. Воспроизводятся (с опущением
библиографических данных) по изданию: Эдгар А. По. Полное собрание
рассказов. М.: Наука, 1970. Серия «Литературные памятники». — Прим. ред.

Страницы: 1 2

Комментарии:

Оставить комментарий или два

Я не робот!